27 August 2009 @ 02:33 pm
Biltur til Vestlandet.
Часть 06; начало здесь,
предыдущая часть здесь.

Это, я думаю, будет последний из подробно описанных дней нашей поездки. Остальные пойдут в виде фотографий с небольшим количеством комментариев.

С сожалением обнаружила, что из нашего самого лучшего кемпинга нет ни одной! фотографии. А жаль: там было всё, как только можно пожелать. Ухоженная территория с массой небольших, отгорженных друг от друга стоянок, само по себе красивое (очень!) место: на склоне между водопадом и рекой, из него вытекающей, с видом на долину внизу; массив Юстедал, нависающий с одной стороны, и отдельный маленький мостик, ведущий из кемпинга прямо к прогулочной торпе.
И всё-всё, даже гриль с настоящим костром под навесом.

Кстати, вышеупомянутый мостик.

Из-за того, что мы ночевали в горах (ну... почти в горах :) ) я всех одела потеплее на ночь - и зря.
Один раз за время путешествия мы замерзли, и с тех пор ложились спать в футболках, а дети еще и в колготках.
Кстати об оборудовании, я кому-то обещала. Детям мы купили дешевые билтемовские детские спальники, а у нас - дорогие, но не новые Mckinley (вот такие, если что) - результат был одинаковый. Было +/- нормально.
Температура, мне кажется, ниже +10 ни разу не опускалась, к тому же в палатке всегда чуть теплее, чем на улице. Кроме того, у нас были пенки. Нет ни так: у нас были ПЕНКИ! Они занимали пол-багажника, а он у нас не маленький. Себе мы купили ужасно дорогие (и правильно сделали. Супер) надувающиеся с пеной внутри тоже Маккинли (вот такие ), а детям стелили по две обычные каждому.

В общем, нас в результате в нашем наборе всё устраивало, кроме размеров нашей машины - маловата :)

План у нас был такой: быстренько осмотреть ледник и мотать дальше на север - и так уже сколько времени потеряли. Быстренько осмотреть ледник! Это знаете "быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается". До ледника надо было еще как минимум дойти.

Бриксдалсбреен - это небольшая часть Юстедалсбреен, к которой существует удобный подход. В принципе, ледник огромен, но только мало где к нему есть подходы.

Я на карте подписала, где что. Собственно дойти нам надо было от слова кемпинг, до озера, которое под ледником.
Это здесь:

По Е39 на 60-ую и в долину Oldevatnet (не знаю, как у них там произносят. Я бы сказала Оллеваннет) - это кусок нашего вчерашнего маршрута.

По дороге наверх от кемпинга мы умудрились быстро и эффективно рассориться - все. Уже не помню, где там собака порылась, но сначала обиделась Светка, потом мы с Серегой не поделили камеру, потом Тёма шел слишком медленно, а я нажимала на кнопку слишком часто - в общем, добирались мы по-отдельности.
Тёма жаждал дойти до самого-самого ледника, чтобы потрогать лёд руками.
Дорога шла медленно вверх, сквозь небольшой лесок, сбоку навстречу нам бежала речка, из ледника вытекающая. Везде стояли таблички, на которых показывалось, где кончался ледник раньше. Он каждый год становится всё меньше и меньше, а самым большим в обозримом прошлом был в den lille istiden, как было обозначено на табличке (в маленький ледниковый период) где-то в середине 18-го века.

То, что пониже было бурнотекущей речкой, чуть выше оказалось довольно большим водопадом. Мостик хотя и ниже самого водопада, но пелена брызг покрывает на нем сразу и полностью.

Собственно то, что мы шли смотреть - это такой язык, оползень, стекший сверху в расщелину лёд. Тёмка все спрашивал, когда же наконец будет видно, и в результате заметил ледник уже тогда, когда я успела его на фоне ледника сфотографировать. Тёмка обернулся, замер и вдруг закричал "смотри! смотри! Вот он!!! Ледник!"
Зрелище, правда, совершенно не передаваемое в кадре.

А сразу за мостиком начинается подъем. Дорога поднимается наверх настоящим небольшим серпантином, по которому ездят маленькие тележки-машинки для тех, кто не может или не хочет подниматься сам. Мимо нас проехало много таких тележек с веселыми старушками и старичками. Некоторые из них хором распевали что-то свое.

Тележки-машинки парковались на маленькой круглой площади, дальше надо было пройти еще немного пешком.
К леднику выходишь не сразу из леса, а сначала огибаешь небольшую каменную гряду. И всё равно, когда вид на него наконец открывается, оказываешься совершенно не готов к этому зрелищу.
Не помню, как я представляла себе ледник, но ничего интересного я от него не ждала. Я видела до того фотографии в интернете, и знала заранее, что бывают синие ледники, но не была уверена - поедем ли мы на синий ледник или на какой-то другой.

На самом деле, как мы узнали уже позже, ледники вообще всегда синие. Это натуральный цвет льда. И в том, что мы обычно не видим его таким, виноваты пузырьки воздуха. А в старых-старых пластах льда, где он многие века прессуется, воздуха нет. И тогда становится виден этот удивительный ярко-синий цвет.

Озеро постоянно пополняется ледниковой водой.

И вода в нем сине-зеленая.
11 августа мы еще ничего не знали про то, почему лёд синий. Равно как и то, почему вода - зеленая. Разумеется мы могли бы узнать об этом раньше, но раньше нам и в голову не приходило поинтересоваться. Мы ведь и не представляли, что лёд настолько синий, а вода - настолько зеленая.
Ну я по-быстрому решила, что это жжжж неспроста, и "зеленая вода вытекает из синего льда". Ерунда, как оказалось :)

Тёмке все очень понравилось, только ему очень хотелось дойти до самого льда, чтобы потрогать его. Ерунда ли - потрогать руками лёд, которому тыща лет!
Дойти собственно до льда не представляется возможным. Там стоит маленькая загородочка, но никто туда по доброй воле и не идёт - сверху постоянно что-то сыпется. Преимущественно небольшие льдинки размером с футбольный мяч и весом с него же, сделанного из свинца.

Потом эти льдинки падают в водоем и плывут по нему, поблескивая. Иногда даже до берега доплывают.
Мы такую льдинку, уже порядком подтаявшую, вытащили. Вот он, тысячилетний лёд.

К этому моменту мы уже благополучно помирилсь обратно и даже пофотографировали друг-друга.
Моя вчерашняя фотография на самом деле выглядит так

Пока мы тусовались (напрочь забыв, что мы быстренько осматриваем и сразу едем обратно), погода изменилась. Обернувшись, мы увидели небольшую тучку. Эта плосочка, которая из тучи как будто вытекает - на самом деле водопад, рядом с которым мы ночевали.

Спускались мы поспешно, но дождь накрыл нас почти сразу. Был ли это дождь или мы просто шли через дождевую тучу, сказать сложно - но было очень, очень мокро. Мы даже зашли в очередную сувенирную лавку, подсохнуть и погреться.
Завтрак готовили в кемпинге под навесом.

Мои прекрасные вчерашние планы пофотогрфировать в долине в свое удовольствие обещали накрыться медным тазом состояться не в полном объеме.

Долина вся затянулась.
По дороге мы всё же остановились и под дождем я сделала несколько кадров, уж очень было обидно уехать ни с чем.
Такое нежно зеленое озеро, вчера оно казалось салатным, а под дождевой тучей - зелено-голубым.

Вода на самом деле зеленая. И вовсе не потому, что лёд синий.
Дело в том, что вода, для того чтобы стечь вниз с горы, продалбливает себе под ледником ход. Она стирает в порошок горную породу, и вместе с этой взвесью сбегает вниз. Этот зеленый цвет - порошок, каменная пудра.
Но очень красиво.

Эта вода стекает во фьорд, и от нее вода во фьордах тоже зеленоватая. Между ледником и фьордом то озеро, то река.
Остановились около старого разваленного мостика - в Норвегии такие редкость.

Сама долина.

Продолжение следующим постом.

Briksdal, Oldedalen, 11 августа.

kuzulkakuzulka on August 27th, 2009 01:08 pm (UTC)
Фотографии без ледника ужасно похожи на Ирландию - Коннемару и Кэрри! Кстати, я откуда-то знаю про синий лед, но никак не могу вспомнить, откуда. наверно, Дискавери смотрела...
Maria Bryksinamay_bryxina on August 27th, 2009 02:10 pm (UTC)
Фотографии без ледника ужасно похожи на Ирландию - Коннемару и Кэрри

Ты знаешь, я с утра пока конвертила, посмотрела еще на этот мостик, и чуть было не сделала приписку, что вот мол, не хуже чем в Ирландии. И погода, опять же :)
Alexandra and Anthonyparf_al on August 27th, 2009 01:11 pm (UTC)
Какая невероятная красота! Наверное, это самый тронувший меня отчет о вашем путешествии. Просто дух захватывает, когда пытаешься представить, как же там на самом деле красиво. И какой симпатичный тролль!

А давай ты и дальше будешь не только фотографии показывать, но и рассказывать про них :-)?
Maria Bryksinamay_bryxina on August 27th, 2009 02:13 pm (UTC)
Саш, у меня это столько времени отнимает! Единственное, что "утешает" - что конвертить фотографии в принципе очень много времени уходит (большая часть в никуда. На ожидание).
Не знаю, как получится :)
Alexandra and Anthonyparf_al on August 27th, 2009 02:57 pm (UTC)
Хорошо, что мне фотографии конвертить не надо :-) И все равно времени много занимает. А у тебя дети в школу когда идут :-)?
Maria Bryksinamay_bryxina on August 27th, 2009 03:03 pm (UTC)
У нас дети ходят с 18 августа. У меня сейчас муж в коммандировке, так я сегодня просыпаюсь - а дети уже уходят. Дочка сама сделала им бутерброды с собой, сама сварила яйца на завтрак. Я бы и не проснулась, если бы они не поссорились, по поводу надо ли одевать резиновые сапоги.
Alexandra and Anthonyparf_al on August 27th, 2009 03:04 pm (UTC)
А ты чем занимаешься, пока они в школе?
Maria Bryksinamay_bryxina on August 27th, 2009 03:09 pm (UTC)
:))) Вот не поверишь ли, в основном этими самыми фотографиями. Это помимо стандартной рутины. Вчера рисовать ходила, вчера солнечно было. Сегодня с утра дождь; сейчас вот шарлотка допечется, пойдем на роликах кататься.
z_natalyz_nataly on August 27th, 2009 04:23 pm (UTC)
очень красивая вода! а тучи совсем как здесь :)
dona_annadona_anna on August 27th, 2009 06:03 pm (UTC)
красиво:)
Dimas: chuchadimas on August 27th, 2009 06:46 pm (UTC)
красота!

после первого посещения Норвегии есть мечта найти компанию и как-нибудь собраться и неторопливо, недели за две-три проехаться с севера на юг ...
Юлия Литовченкоjuli_lit on August 27th, 2009 08:36 pm (UTC)
Маша, красота-то какая! А фотографии - ну прямо все на рекламный буклет просятся!
babushka_yagababushka_yaga on August 28th, 2009 11:15 am (UTC)
Прям умру сейчас! Какая же красота!!!
Костяyudinkostik on August 31st, 2009 06:29 pm (UTC)
эх, какая ж красота там... особенно облака в горах...